elegiasp


Про детей и будущее


Previous Entry Share Next Entry
Будущее театра в Сергиевом Посаде под угрозой
elegiasp


В последнее время в культурной среде Сергиева Посада разворачивается серьезная дискуссия о путях развития местного театрального искусства. Серьезная, т.к. в диалог включены не только общественные деятели, но и некоторые политики. При этом почему-то предлагается развивать не зарекомендовавший себя театр-студию «Театральный ковчег», который давно уже собирает подписи за получение нового здания, а проводить репертуарные эксперименты, выводить Сергиев Посад на столичный «богемный» уровень. Поступают также предложения реформирования и превращения театра из постоянно действующего в систему приглашения гастролеров, существования в формате антрепризы и постановки спектаклей на гранты.

Возникает вопрос: чем вызваны такие предложения? Аналогичным вопросом задается и С.А. Персианов в своем интервью на Радио "Посад" от 25 декабря 2014 г., говоря, что не знает, с чем связано возбуждение в культурном сообществе. Тем не менее, по должности ему это положено знать, поскольку с ноября 2014 г. он стал заместителем главы города по культуре. Странное совпадение, не правда ли? Возбуждение началось практически одновременно с назначением нового должностного лица. 

По всей вероятности, старт дискуссиям был дан на интеллектуальном клубе, проходившем в библиотеке им. Горловского 24 сентября 2014 г., на котором высказывались пожелания осовременивания репертуара, изменения театральных форм, создания театрального центра, который будет домом для разных театров и студий. Некоторые участники клуба предлагали трансформировать культурную среду в сферу услуг.


Градус дискуссии возрос после показа 30 октября и 8 ноября постановки «...который живет на...» в исполнении театрального кружка гимназии им. Ольбинского и последовавшего за ним репортажем на ККФ «Тонус» и скандалом с письмом протоиерея В. Янгичера. Письмо последнего стало предметом закрытого заседания городской общественной палаты, на котором присутствовал сам священнослужитель, но почему-то не оказалось режиссера спектакля, взбудоражившего общественность, а именно А. Демахина. На спектакле зрители вместо доброй детской сказки о дружбе увидели половое взросление Малыша, ловеласа Карлсона, за которым бегают невесты, периодически обнажая свое нижнее белье. Намеком на однополые отношения выглядела сцена с переодетым в свадебное платье Карлсоном, обнимающимся с Малышом.


И это все показывается лучшим школьникам города и района после награждения их стипендией губернатора, а ведь им еще нет 18 лет. В связи с этим можно говорить о несоблюдении требований закона №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г., который нынче обязывает устанавливать соответствующий возрастной ценз для подобных произведений.

Подобные постановки позволяют прояснить очертания новой «культурной» политики и стратегии. Становится понятно, что имеет в виду заместитель главы, говоря о праве культурного выбора, который должен иметь каждый сергиевопосадец, а также о том, какое обновление театральной жизни манифестируется некоторыми «истинными ценителями искусства». Последнее словосочетание можно обнаружить в статье "Без поправок на провинциальность", опубликованной 24 декабря в газете "Новое зеркало", где также затрагивается театральная проблематика.

Оказывается, осовременивание рассматривается не как внедрение новых технологий, например, установку и применение цифровых декораций, иных визуальных, световых спецэффектов, а как замена национальных культурных традиций на нечто иное в рамках подстраивания под «постмодернистский вариант культуры», распространяющийся сейчас во многих странах, в том числе в странах Европы.

При этом ценность поддержания и возрождения традиций ставится под сомнение тем фактом, что когда-то в африканских племенах в качестве традиции существовал каннибализм. Дескать, раз существуют такая ужасная традиция, она дискредитирует и все остальные. Постойте, но если какой-то человек является вором и убийцей, это совсем не значит, что все люди такие. 
Возьмем для примера одну из самых «преуспевших» в нововведениях европейских стран - Голландию.
В декабре 2011 года в телешоу Proefkonijnen («Подопытные кролики») двое участников съели поджаренное мясо друг друга в прямом эфире телеканала BNN, которое перед этим отрезали по их просьбе хирурги (у одного кусочек с живота, у другого с ягодицы).


Так в чем же тогда современность глобальной культуры? В том что поедание человечины сервируется в ресторане и транслируется на экраны телевизоров, а не жарится на костре?

В той же статье заявляется: «Кроме того, в мире сегодня всё меньше остаётся так называемых «репертуарных» театров, имеющих постоянную труппу. В основном разыгрываются гранты или театры сдаются под антрепризные спектакли...» Во-первых, не приводится никаких доказательств подобного, а во-вторых, прослеживается связь с тем, что ранее говорил А. Демахин в интервью «Театр и...» (ОкПосад № 37 от 30.10.2014): «Многие наши города приглашают в свои театры перспективных режиссёров из той же Москвы, предлагают им сделать эскиз задуманного спектакля. Лучший эскиз получает грант, и его обладатель приезжает в этот театр на 2-3 месяца и делает работу».

На клубе присутствовали и другие люди, поддерживающие идеи С.А. Персианова и А. Демахина. Мы видим, как оформляется некая креативная группа людей, желающая изменять культурную жизнь города. Куда и как изменять, с каждой новой статьей и выступлением становится все яснее. Разговоры о том, что репертуарный театр дорого финансировать, и что затраты сравнимы с бесплатной раздачей билетов, наводят на мысль о том, что будущее «Театрального ковчега» как представителя «старой гвардии» репертуарных театров под угрозой.
Причем господа «креативщики» покушаются на театр, собирающий полные залы, билеты в котором в горячий сезон бронируются за месяц. «Театральный Ковчег» успешно гастролирует, в том числе за рубежом. Недавно он был награжден золотым дипломом международного форума «Золотой витязь» за спектакль «Последний из ветеран…».


Претензии на отсутствие культурного выбора, по-моему, недостаточно обоснованы, т. к. в ДК им. Гагарина постоянно приезжают московские гастролеры с известными артистами. Однажды я посетила спектакль «Женитьба Бальзаминова», во время которого актер-мужчина продемонстрировал голый зад, - чем не современная постановка? Или этого уже недостаточно?

Впрочем, и заявления о том, что «Театральный ковчег» не идет в ногу со временем, выглядят неоднозначно. 29 декабря я посетила новогодний утренник, подготовленный театром. В детском спектакле «Тайна волшебного ларца» баба Яга связывалась с Дедом Морозом по скайпу, просила в подарок «лесбук» и летала на электрическом самокате-ступе.

Выступая на радио, С.А. Персианов говорит о том, что у него пока нет готового ответа на вопрос о том, каким будет театральное будущее города, и предлагает всем жителям поучаствовать в обсуждении. Однако в статье «Без поправок на провинциальность» говорится, что «разработаны и в начале 2015 года будут представлены на утверждение Совету депутатов основные направления культурной политики города». Разве программа — это не готовый ответ? Или имеется в виду, что широкое общественное обсуждение программы может привести к ее изменению? Хотелось бы надеяться на последнее.

Итак, понятно, почему нет желания развивать существующий театр. Потому что он не согласен на репертуарные эксперименты в духе А.Демахина. Потому что существование театра в виде школьных постановок или гастролеров намного бюджетнее, а сэкономленные деньги можно пристроить в более подходящее место. Бюджет на культуру увеличен на 10%, но намек таков: количество не всегда переходит в качество.

В заключение хочется отметить, что спор между сохранением традиционного театра и введением современных зарубежных театральных форм, должен быть решен исходя из имеющейся сегодня ситуации нарастания напряжения и конфронтации в отношениях с Европой и США, а также необходимости поддерживать репутацию православной столицы России, которая должная быть образцом высокой нравственности и культуры. Популяризируя культуру Запада, мы разрушаем свое национальное самосознание и даем врагу сильнейшее оружие в воспитании наших детей в антипатриотическом ключе.

Никто же не мешает модернизировать нашу культуру, привнося в нее современные технологические средства. Такие средства вполне могли бы вывести местный театр на новый уровень и привлечь внимание молодежи.

  • 1
Спасибо за хорошую статью! На лицо попытка чиновников переформатировать культуру под рынок услуг. Не хочется им тянуть человека вверх. На подобном возвышении трудно заработать. Низкопробные постановки легче продать. А где деньги, там и возможность отжать жирные куски.

Думаю, что зрителя тоже мало заинтересует подобная культура. Наш народ имеет хороший задел советского образования.

Соглашусь лишь отчасти. Гимназия Ольбинского видимо уже переформатрированна под псевдокреатив.

(Deleted comment)
Интересная тема.
Мрак креативщины ведет к одичанию народа. Везде эту заразу стали пихать.

Одно дело, когда это творится в некоторых заведениях Москвы. А тут взялись всю культуру города переформатировать!

(Deleted comment)
на нормальный театр - денег нет

А на говно русофобское, вроде музея "Пермь-36", киновысеров Звягинцева с Михалковым - денежки имеются, и немалые.
Не пора ли в минкульте зачистку провести?

Тоже самое было перед первой перестройкой. Союз обсирали всякие художники-инсталляторы типа Кабакова, и им за это деньги еще давали бюджетные.

(Deleted comment)
А история с протоиереем, видимо, должна послужить устрашением для желающих впредь критиковать идеи Персианова и Демахина?

Популяризация греха не должна быть за государственный счёт ! Стоять на этом нужно железно.

<<Разве программа — это не готовый ответ?>>
Да они всё уже подготовили заранее, а общественное обсуждение это такая форма легитимации своих проектов. Рассчитывают, что никто особо возмущаться не будет.

инквизиторство, прикрытое красивыми словами о "культуре"

Так называемое современное искусство и культура общества потребления, которые процветают сейчас на Западе, возникают большие вопросы - кому это нужно и зачем это делается? Там сейчас идёт процесс превращения культуры в нечто, удовлетворяющее низменные чувства людей, театр не заставляет думать, а становится развлечением. По этому же пути деградации и разложения шла Римская Империя - надеюсь не надо напоминать, чем закончилась её история? А реальная роль театра - поднимать культурный уровень людей. Хотелось бы, чтобы сохранялись именно такие традиционные театры, как "Театральный ковчег", именно они поднимают вечные вопросы, а не занимаются тупым развлечением.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account